вторник, 17 ноября 2015 г.

«Буран» - крупнейший в мире беспилотный летательный аппарат.


27 лет назад совершил первый и последний полет советский многоразовый орбитальный корабль «Буран». И впервые в истории человека «челнок» совершил посадку в автоматическом режиме. Это был триумф, прорыв, но дети вступали в эпоху перемен.
Концепция многоразового орбитального корабля «Буран» была разработана с целью ответа на американскую программу «Space Shuttle». Помимо противодействия мероприятиям по освоению околоземного пространства противником в военных целях, в «Буран» заложили возможность грузоперевозок: вывести на орбиту 30 тонн, а вернуть на Землю 20 тонн груза, а также доставка на орбиту и возвращение на Землю космонавтов и космические аппараты, и проведение военно-прикладных экспериментов.
О создании «Шаттлов» было объявлено в 1972 году. Через 3 года советской разведке удалось сделать снимки американского «челнока», а также добыть чертежи. На руку сыграл опыт 60-х годов по разработке воздушно-космического самолета «Спираль». И в 1984 году на Тушинском машиностроительном заводе был изготовлен первый полноценный прототип космоплана. Под грифом полной секретности, погрузив на баржу, «челнок» отправили в Жуковский. А после по частям, на специально разработанном самолете, доставили на Байконур.

Оказавшись в роли догоняющих, советские конструкторы выполнили поставленные военными задачи. Удалось превзойти технические возможности «Шаттла»: в 1,5 раза больше грузоподъемность, имел две системы спасения экипажа (катапультирование и отделение космоплана от носителя на взлете) и, если «Шаттл» мог садиться только в ручном режиме, то «Буран» осуществлял полет в автоматическом режиме. По настоянию пилотов был добавлен ручной способ пилотирования.
Для посадки было заготовлено 17 специальных посадочных мест: главная, усиленная взлетно-посадочная полоса аэродрома «Юбилейный» в Байконуре, две запасные полосы «Хороль» в Приморье и «Багерово» в Крыму, а остальные 14 были расположены в СССР, на Кубе и в Ливии.
За полетом наблюдали 4 наземные станции слежения и спутник «Луч», 5 наземных пунктов космической связи, 4 спутника, 3 научно-исследовательских судна, корабль измерительного комплекса ВМФ СССР, ЦУП в Королеве и телецентр «Останкино» (в качестве приема и ретрансляции сигналов).
100 мегабайт – объем программного обеспечения бортового компьютера, загружали с помощью ленты бортового магнитофона!
Первый полет был назначен на 29 октября 1988 года, но был отменен за 51 секунду до старта – не отошла площадка с приборами прицеливания. После того, как нашли и устранили причину неполадки, новый старт назначали на 15 ноября 1988 года. Несмотря на штормовое предупреждение, дождь и обледенение ракеты, запуск состоялся.
В 6:00 произошел пуск, а в 9:24 «Буран» совершил посадку. За 205 минут, проведенные в космосе, было совершено два полных витка вокруг Земли. При посадке бортовые компьютеры дали сбой, отклонившись от заданного курса. После «разбора полета» выяснилось, что в связи с неблагоприятными метеоусловиями, а также с реальными параметрами траектории – автоматика приняла верное решение.
«Буран» стал самым крупным в Мире беспилотным летательным аппаратом. Для его транспортировки был разработан самый большой в Мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия».

«Буран» БТС – 001 установлен в центральном парке культуры и отдыха Москвы на Пушкинской набережной. «Буран» БТС – 002 в 2000 году побывал на Олимпиаде в Сиднее, а в 2008 году был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм, став центром экспозиции.
Слетавший в космос «Буран» был уничтожен при обрушении монтажно-испытательного корпуса на Байконур. Второй по имени «Буря» находится в музее Байконура. Третий – недостроенный наполовину, хранится в Жуковском и является экспонатом на МАКСе. На заводе в Тушино имеется задел на четвертый космоплан.
На корабле планировалось совершить 100 полетов. Летчиков-испытателей готовили в ЛИИ и НИИ ВВС. Командиром отряда в ЛИИ был Игорь Волк.Ссылка

Комментариев нет:

Отправить комментарий